История школы

Городская детская музыкальная школа им. С.С. Ляховицкой
к 75-летию со дня основания

 В 2010 году одной из старейших и известнейших музыкальных школ Санкт-Петербурга – Городской детской музыкальной школе им. С.С. Ляховицкой – исполняется 75 лет.
Основанная в 1935 году, эта школа за годы своего существования завоевала большой и заслуженный авторитет не только как передовой центр учебно-методической и воспитательной работы (особенно в послевоенный период, когда школу возглавляла известный педагог-методист Софья Самойловна Ляховицкая), но и как кузница профессиональных музыкальных кадров.
Практически, ежегодно, даже в последнее, непростое для музыкального искусства десятилетие, процент поступления выпускников школы в средние специальные музыкальные учебные заведения не опускался ниже 35 – 40 %. А это значит, что школа дала путевку в жизнь многим сотням профессиональных музыкантов – пианистам, скрипачам, виолончелистам, духовикам, ударникам, дирижерам и музыковедам.
Среди выпускников и детей, учившихся в этой школе в разные годы – десятки известных музыкантов, не считая сотен рядовых педагогов-музыкантов, работающих не только в Санкт-Петербурге, но и далеко за пределами как города, так и страны. Всех перечислить, разумеется, невозможно – назовем лишь некоторых, увенчанных различными наградами и лауреатскими званиями:
Это пианисты – Павел Егоров и Вадим Монастырский, Антон Болдырев и Фаина Райская, Инга Дзекцер и Игорь Урьяш, Алексей Зуев и Дмитрий Ефимов, Мирослав Култышев и Алексей Григорьев. Струнники — Алла Арановская и Анна Лаухина, Олег Балабин и Татьяна Корчмар, Савелий Шальман и Дмитрий Хрычев, Леонид Осипов и Надежда Шапиро. Музыковеды – Наталья Энтелис и Людмила Лейбман-Филиппова. Дирижеры – Владимир Альтшуллер и Юлия Хуторецкая. Валторнист – Игорь Карзов. Вокалисты – Юлия Симонова и Алексей Лебединский.
Во все времена в школе активно культивировались различные формы внеклассной работы учащихся – всевозможные викторины и олимпиады, заседания Клуба юных музыкантов и спектакли детского музыкального театра «Фантазия» руководимого Р.Я. Горковенко; самые разнообразные формы коллективного музицирования. Славится школа и своим дружным педагогическим коллективом. И лучшим доказательством этого являются ежегодные детские и педагогические спектакли-капустники, посвященные праздничным событиям и календарным датам.
Небольшая по контингенту учащихся – 270 – 280 человек, со дня своего основания занимающая скромное помещение в жилом доме по адресу: Садовая улица, 32, эта школа очень хорошо известна всем музыкантам Санкт-Петербурга. Ее уютные стены словно впитали в себя дух подлинной любви к музыке и детям, дух истинно профессионального отношения к делу, дух подвижничества и неиссякаемого оптимизма.
Толчком к созданию школы послужил прошедший в Ленинграде в 1934 году общегородской конкурс юных дарований, выявивший значительное число талантливых детей и заставивший руководство города задуматься о необходимости развития системы детского музыкального образования. Любопытно, что спустя год после открытия Детской музыкальной школы на Садовой, была основана и знаменитая Специальная музыкальная школа-десятилетка при Ленинградской консерватории, которую возглавили С.И. Савшинский и его заместитель по учебной работе С.С. Ляховицкая.
К сожалению, начавшаяся вскоре Великая Отечественная война и блокада Ленинграда остановили на время историю развития школы «на Садовой». И если Школа-десятилетка при Консерватории, в соответствии с директивой Сталина, была эвакуирована в Ташкент, то школа «на Садовой» была просто законсервирована. И когда в 1944 году встал вопрос о возобновлении ее деятельности, то оказалось, что никого из педагогов, работавших в школе до войны, просто не осталось: кто-то погиб в блокаду, кто-то не вернулся из эвакуации. Все пришлось начинать с начала.
Весной 1944 года Управление по делам искусств Ленгорисполкома присвоило школе название ДМШ Фрунзенского района и назначило ее директором только что вернувшуюся из эвакуации С.С. Ляховицкую. С этого момента и начался расцвет этой школы, внесшей неоценимый вклад в развитие отечественной детской музыкальной педагогики.
Собрав под свое крыло как опытных, так и молодых талантливых педагогов, С.С. Ляховицкая, вместе с коллективом, начала работу над созданием нового учебного пособия для начинающих пианистов. В результате, в 1946 году вышел первый в стране, широко известный и поныне «Сборник пьес для начинающих» под редакцией С.С. Ляховицкой и Л.А. Баренбойма, выдержавший впоследствии более 20 изданий.
В течение ряда последующих лет С.С. Ляховицкой были созданы такие учебные пособия, как «Сборник полифонических пьес», «Фортепианные ансамбли», «Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре», «Чтение нот с листа», «Сборник аккомпанементов», «Пособие для общего курса фортепиано».
К этой работе С.С. Ляховицкая сумела привлечь не только педагогов-пианистов, но и педагогов других специальностей. Так появились знаменитые учебники сольфеджио А.В. Барабошкиной, скрипичные сборники А.Л. Готсдинера, прекрасные оркестровки для школьного симфонического оркестра Д.А. Румшевича, сборники пьес для баяна и аккордеона П.И. Говорушко.
Впоследствии, выступая в качестве составителей сборников педагогического репертуара, педагоги школы, как правило, включали в них и новые произведения композиторов города. В немалой степени, благодаря их усилиям в педагогический обиход вошли многие сочинения Гаврилина, Слонимского, Матвеева, Металлиди, Мыльникова.
В 1952 году группа педагогов школы вместе с научным сотрудником Института физиологии Л.А. Фирсовым решила усовершенствовать систему приемных экзаменов в музыкальной школе с учетом научных знаний об особенностях нервной деятельности у детей. Принципиально новая методика, в течение ряда лет успешно апробированная в школе, была опубликована в 1959 году в брошюре «Опыт проведений приемных испытаний» в статье С.С. Ляховицкой, А.В. Барабошкиной и Л.А. Фирсова «О методике приемных испытаний в детские музыкальные школы».
В 1963 году Ленинградское отделение Государственного музыкального издательства приступило к выпуску серии брошюр, посвященных проблемам детского музыкального образования. И вновь в авангарде авторов оказались педагоги ДМШ № 1 Фрунзенского района – так с 1959 года стала именоваться школа «на Садовой». Автором первой брошюры стала С.С. Ляховицкая, выступившая в ней со статьями «Задачи воспитания учащихся» и «Педагогические способности». Автором второй — А.В. Барабошкина, рассказавшая о своих методах работы в классе сольфеджио. Третья брошюра, посвященная методике обучения детей навыкам транспонирования, была написана О.В. Рафалович, а четвертая – о слуховом методе обучения начинающих скрипачей — А.Л. Готсдинером.
Нельзя не упомянуть и еще об одной грани организаторского таланта С.С. Ляховицкой. Именно она уже в конце 40-х годов стала инициатором создания городских методических объединений педагогов музыкальных школ по различным специальностям. Сама Софья Самойловна много лет руководила фортепианной секцией, ведя эту работу, как и многое из того, что осуществлялось по ее инициативе в школе, на общественных началах.
Методические совещания педагогов-пианистов города, проходившие один раз в месяц в школе на Садовой, пользовались огромной популярностью. Опытом своей работы на этих совещаниях делились такие мэтры, как периодически приезжавший из Москвы Г.Г. Нейгауз, Н.И. Голубовская, С.И. Савшинский, В.В. Нильсен, а также лучшие педагоги музыкальных училищ и Специальной музыкальной школы-десятилетки. Помимо этого в школе регулярно проходили семинары И.А. Браудо по полифонии, О.В. Рафалович по транспонированию, и Л.А. Фирсова по проблемам высшей нервной деятельности ребенка. Трудно переоценить значение этой работы, особенно для молодых музыкантов, вступивших на педагогическую стезю в послевоенные годы.
В этой связи показательно и то, что Методический кабинет по учебным заведениям Главного управления культуры, созданный в 1973 году, свой первоначальный приют нашел именно в школе на Садовой.
К концу 50-х годов авторитет школы достиг апогея, и желающих в ней учиться стало намного больше, чем школа могла принять. И вновь на помощь пришел организаторский талант С.С. Ляховицкой. Шефские отношения с общеобразовательной школой № 321 Фрунзенского района с легкой руки Софьи Самойловны вылились в организацию на базе этой школы филиала музыкальной школы «на Садовой». Спустя какое-то время на базе этого филиала была открыта Вечерняя музыкальная школа Фрунзенского района, а затем и Детская музыкальная школа № 21. Сейчас эта школа располагает прекрасным собственным зданием по Бухарестской, 35 и носит название Детской школы искусств № 4 Фрунзенского района.
Но вернемся к ДМШ № 1 Фрунзенского района. Дружный педагогический коллектив, сложившийся под руководством С.С. Ляховицкой, постепенно начал искать новые формы педагогической работы для решения не столько проблем инструментального обучения, сколько проблем всестороннего музыкального развития детей. Отталкиваясь от опыта консерваторских коллег – С.М. Майкапара, Л.В. Николаева, Н.И. Голубовской, С.И. Савшинского и других, практиковавших, помимо индивидуальных занятий, коллективные встречи учащихся своих классов, педагоги школы уже с 1950 года стали проводить занятия в форме классных собраний, особое внимание уделяя развитию навыков творческого музицирования – подбору по слуху, транспонированию, аккомпанементу и элементарному сочинению.
С 1957 года в школе родилась и новая форма воспитательной работы – «Музыкальный клуб», переименованный впоследствии в «Клуб юных музыкантов» (КЮМ). Обо всех этих начинаниях сама С.С. Ляховицкая подробно рассказала в своих публикациях «Воспитательная работа в музыкальной школе» и «Задачи воспитания учащихся», вышедших из печати, соответственно, в 1959 и 1963 годах.
Разносторонняя деятельность педагогического коллектива школы постепенно становится известной далеко за пределами родного города. С.С. Ляховицкая регулярно выступает с докладами на всесоюзных и всероссийских педагогических конференциях. Ведущие преподаватели школы участвуют во многих педагогических чтениях и семинарах, проводящихся в разных городах страны, где делятся опытом, проводят методические совещания, дают открытые уроки и концерты из педагогического репертуара. А в школу постоянно приезжают гости – педагоги-музыканты из разных городов и стран, стремящиеся перенять сложившийся бесценный опыт.
К советам и рекомендациям преподавателей школы прислушивается и Центральный методический кабинет Министерства культуры России. Именно по инициативе педагогов ДМШ № 1 Куйбышевского района – так стала именоваться школа с 1965 года в связи с изменением административных границ городских районов – в учебные планы фортепианных отделов музыкальных школ страны были включены два новых предмета: аккомпанемент и чтение нот с листа. А в 1969 году из печати вышел сборник «Из опыта воспитательной работы в детской музыкальной школе», полностью составленный из статей преподавателей школы: С.С. Ляховицкой, С.Э. Абакумовой, Р.Я. Амировой, А.Л. Готсдинера, Л.К. Ефимовой, В.Я. Карповской, И.В. Кочуговой, Р.И. Маневич, В.Д. Меркиной, С.Ц. Миниович и И.А. Френкель.
В октябре 1969 года Главное управление культуры на основании распоряжения Исполкома Ленгорсовета издало приказ об очередном переименовании школы. За большие заслуги в деле музыкального обучения и воспитания детей, а также за высокий уровень методической работы школе был присвоен статус «Городской детской музыкальной школы». И, наконец, в августе 1996 года школе было присвоено имя ее создателя – С.С. Ляховицкой.
Завершая рассказ о школе, нельзя не вспомнить о ее руководителях и ведущих педагогах, работавших в школе после ухода С.С. Ляховицкой и оставивших заметный след в истории и практике детской музыкальной педагогики нашего города.
Незадолго до своей кончины в 1972 году С.С. Ляховицкая передала бразды правления школой пианистке О.П. Фесенко. С 1972 по 1976 год школой руководил скрипач М.М. Питулько, возглавляющий ныне ДМШ № 9 Кировского района. В течение 15 лет – с 1976 по 1991 год — директором школы работал хоровой дирижер Ф.Г. Меликов. На этом посту его сменил военный дирижер, гобоист В.М. Ратнер, проработавший в этой должности вплоть до своей кончины. В 2001 году школу возглавила пианистка Н.П. Климовская.
Немало сил и таланта отдали школе и заместители директора по учебной работе. Прежде всего, это бессменный соратник С.С. Ляховицкой — выдающийся организатор и педагог, пианистка В.Я. Карповская.. Яркий след в истории школы оставила и теоретик Н.Т. Джумаева, работавшая в должности заместителя директора вместе с М.М. Питулько и Ф.Г. Меликовым. Н.Т. Джумаеву сменила пианистка Н.М. Лейбсон – один из старейших педагогов школы, работающая на этом сложнейшем посту и сегодня.
Среди старейших педагогов, по разным причинам уже не работающих в школе, нельзя не назвать С.Э. Абакумову и В.Д.Меркину – опытнейших заведующих фортепианным отделом, а также пианистов Е.Е. Хиниц и И.А. Френкель, Р.Слоину и К.Рогинского, скрипачей – Р.Розенман, С.Ратуш и Л.Карпову, В.Орлова и А.Кацаф, виолончелистку И.Лохмачеву, теоретиков – Е.Лейбович и Е.Тодоровскую, Л.Батхан и И.Москалькову, духовиков – Р.Чауша, Ю.Майзельс, М.Левина и Г.Страутмана. Среди старейших педагогов, и сегодня отдающих все свои силы юным музыкантам – Р.Я. Горковенко, Т.И. Карзова, И.Я. Рожнова, Г.Н. Веселова, Ю.А. Козулин и Л.В. Хохолкова.
Педагогический коллектив школы пополнили не только молодые, но и уже опытные преподаватели, среди которых нельзя не назвать педагогов фортепианного отдела Э.П. Маргулис и В.А. Овчарову, преподавателя теоретических дисциплин Н.П. Матвееву, струнников Л.В. Соколовскую, Т.М. Кожевникову, И.В. Залицайло, духовиков В.В. Виланда, В.М. Митрошина, М.Б. Алексеева.
Смена педагогических поколений – неизбежный и не всегда безболезненный процесс. Быть может, решение этого вопроса является одной из главных задач администрации школы. И все же, хочется верить, что именно творческая связь поколений, живая передача опыта старейших педагогов своей молодой смене и есть важнейший залог дальнейшего успеха работы этой небольшой, но богатой традициями музыкальной школы.
Последнее 5-летие в жизни школы ознаменовалось важнейшим событием – проведением полноценного капитального ремонта с одновременной заменой устаревшей мебели и оборудования, а также приобретением нескольких первоклассных роялей.
В эти же годы коллектив школы добился новых заметных успехов и на педагогическом поприще – многие учащиеся стали лауреатами и дипломантами различных городских, региональных и международных конкурсов; двое учащихся фортепианного отдела дважды были отмечены премиями правительства Санкт-Петербурга; трое учащихся того же отдела являются стипендиатами Филармонического общества Санкт-Петербурга.
Нельзя не вспомнить и о том, что бывший ученик Городской детской музыкальной школы (класс З.М. Цукер) пианист Мирослав Култышев стал победителем последнего Московского международного конкурса им. П.И. Чайковского.
За последние пять лет в школе укрепился оркестровый отдел за счет прихода в коллектив преподавателей-совместителей из ведущих симфонических оркестров города – ЗКР, АСО и оркестра Мариинского театра. В связи с этим появилась возможность возобновить деятельность школьного симфонического оркестра.
По-прежнему, большое число выпускников (не менее 30%) ежегодно поступают в средние специальные музыкальные учебные заведения. В 2006 году лауреатами и дипломантами различных конкурсов стали 22 ученика школы. В 2007-м – 23 учащихся. В 2008-м – 18 учащихся, а в 2009 году лауреатами и дипломантами конкурсов стали 15 учащихся школы.
Школа регулярно проводит отчетные концерты отделов в таких залах, как Малый зал Филармонии, Конертный зал Дома композиторов и Белый зал Шереметевского Дворца. Учащиеся фортепианного и струнного отделов школы неоднократно участвуют в концертах разных симфоническизх оркестров города в качестве солистов.